Трегулова Зельфира: биография, интересные факты. Правительственная "крыша" директора третьяковки Зельфира трегулова генеральный директор третьяковской галереи

Биография директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой сегодня интересна многим. Ведь жизненный путь этой женщины заставляет восхищаться ею и удивляться многочисленным достижениям. Дама с необычной внешностью является кандидатом искусствоведения, авторитетным специалистом международного класса, руководителем неповторимых проектов, которые представляют отечественное искусство за границей. А с 2015 года Трегулова Зельфира Исмаиловна заняла должность генерального директора Третьяковской галереи. В новом амплуа женщина сумела доказать всем окружающим собственный профессионализм и свою преданность искусству.

Биография Зельфиры Трегуловой

Родилась Зельфира 13 июля 1955 года в латвийском городе Рига. Правда, несмотря на место рождения, обозначенное в метрике девочки, она не является латышкой по национальности. Пожалуй, ее яркая сейчас - самое убедительное тому подтверждение. В действительности по национальности Зельфира Трегулова - татарка. Ведь отец ее родом из Татарстана, а мать - из Киргизии. Родители девочки познакомились в российской столице, куда приехали, чтобы поступить в институт кинематографистов. Спустя некоторое время Трегуловы устроились работать в Рижскую киностудию и надолго остались там. Тут и родилась у них дочь, которую счастливые родители назвали Зельфирой.

Детские годы и юность

Отец девочки в те годы был военным оператором на фронте, снимавшим Потсдамскую конференцию, а мать занимала должность звукорежиссера. Так что воспитывалась девочка в довольно-таки творческой атмосфере. Может быть, именно это и подтолкнуло ее отдать предпочтение интеллигентной творческой профессии. С успехом окончив школу, Зельфира Трегулова поступила на искусствоведческий факультет в Московский государственный университет имени Ломоносова. Родители девочки полностью поддержали ее в желании стать искусствоведом и всячески помогали ей во время обучения. С ранних лет биография директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой тесно переплетается с художниками и их работами. В 1981 году девушка окончила аспирантуру МГУ.

Начало карьеры

Профессиональная деятельность Трегуловой Зельфиры Исмаиловны началась в 1984 году. В это время девушка начинает работу во Всесоюзной художественно-производственной ассоциации. Здесь Трегулова проявила свои координаторские и кураторские качества, занимаясь организацией выставок русского искусства за границей. Чуть позже Зельфире доверили пост ассистента генерального директора компании. Этой деятельности Зельфира посвятила 13 лет своей жизни.

В 1993 году Зельфира Исмаиловна отправилась на заграничную стажировку в Музей Соломона Р. Гуггенхайма, находящийся в столице США. Вернувшись на родину, в 1998 году Зельфира стала заведовать отделом международных связей в Пушкина. Чуть позже Трегулова получила предложение стать куратором музея, в котором несколько лет назад стажировалась.

Деятельность Трегуловой

Всего через несколько лет Зельфира получила новое назначение и заняла пост генерального директора Московского Кремля. На этой должности женщина занималась международными связями и выставочной работой. В Кремле Трегулова проработала целых 11 лет, после чего стала куратором Государственной музейно-выставочной ассоциации "РОСИЗО".

А вот качественно новым этапом своей жизни сама Зельфира Трегулова считает полученную возможность возглавить один из ведущих столичных музеев - Государственную Третьяковскую галерею. Новую перспективную должность искусствовед получила 10 февраля 2015 года.

Кроме основной работы в галерее, Зельфира занимается преподаванием в московской школе бизнеса, обучая галерейной деятельности и арт-менеджменту. Помимо этого, Трегулова состоит в при Министерстве культуры РФ. Вдобавок, кроме навыков искусствоведения и ведения коммерческой деятельности, женщина свободно владеет немецким, итальянским и французским языком.

Творческие достижения

В свое время Зельфира Исмаиловна проявила свое мастерство, будучи куратором самых масштабных выставок в крупнейших музеях мира. Руководила Трегулова такими известными проектами, как "Красноармейская студия", "Казимир Малевич и русский авангард", "Удиви меня", "Россия", "Амазонки авангарда", "Социалистические реализмы" и другими. В каждой своей выставке Зельфира демонстрирует зрителям собственное мировоззрение, лишенное советских оков и стереотипов. За последние годы аудитория смогла насладиться гениальными работами в выставках "Палладио в России" и "Виктор Попков", которые также прошли под руководством талантливого искусствоведа - Зельфиры Трегуловой.

За своими плечами женщина имеет не только множество знаменитых работ, но и многочисленные творческие достижения и награды. К примеру, Зельфира Исмаиловна удостоилась почетных грамот от Министерства культуры РФ, Ордена Звезды Италии за проведение Года итальянской культуры, Ордена Заслуг в виде креста с короной и стала лауреатом премии "Честь и достоинство профессии", вручаемой на Всероссийском фестивале "Интермузей".

Осенью 2016 года Трегулова была награждена золотой медалью имени Николаева. В этом же году Зельфира стала лауреатом премии "Государственный деятель".

К сожалению, женщина предпочитает скрывать свою частную жизнь от прессы и довольно-таки неохотно рассказывает истории из личной жизни. Но кое-что о ее семье все же известно.

Несмотря на то что женщина с малых лет хотела иметь большую семью и множество детишек в лучших традициях азиатских стран, ее мечте не суждено было сбыться. Ведь большую часть своей жизни Трегулова посвятила собственной карьере и любимому делу. Так что в браке Зельфиры на свет появился всего один ребенок - девочка.

Не так давно родители Зельфиры переехали из Риги и сейчас живут с дочерью, помогая растить внуков.

Дочь известного в Москве искусствоведа пошла по стопам матери и выбрала такую же профессию. Сейчас девушка состоит в браке и воспитывает двоих детишек - младшую дочь и старшего сына. Кстати, каждый член семьи наделен творческим талантом и хороший потенциал виден даже у внучки Трегуловой, которой всего лишь 2 года.


Фитнес в Третьяковской галерее

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказывает о малоизвестных предложениях музея

    Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова Сергей Пятаков, РИА Новости

    Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и государственный министр Монако Серж Тель на открытии выставки «Романовы и Гримальди. Три века истории. XVII-XX века» Евгения Новоженина, РИА Новости

    Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на открытии выставки «Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960-1980-х годов» в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу Евгений Биятов, РИА Новости

  • Конкурирует ли Третьяковка с Пушкинским музеем? На чьи деньги покупают новые художественные произведения и организуют выставки? Можно ли в здании музея заняться спортом и посмотреть кино? На вопросы корреспондента сайта сайт отвечает генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

    Зельфира Исмаиловна, сейчас в Третьяковской галерее завершились три крупнейшие выставки, в том числе выставка работ . Расскажите, как долго нужно готовить качественную выставку?
    - Два-три года, а некоторые готовятся еще дольше, хотя иногда достаточно удачные проекты можно сделать и за год. Выставка должна отлежаться, куратор должен немножечко отойти от нее, потом вернуться и еще раз взглянуть на все, что сделал, свежим взглядом. На самом деле каждый выставочный проект - это такой же артефакт, как и те произведения, которые в рамках этого проекта показаны.


    - Сейчас Третьяковская галерея пользуется колоссальным успехом у посетителей, и во многом этому способствует то, что вы продлили часы работы, чтобы людям было удобно попасть в музей. В каком режиме галерея работает сейчас?

    - Мы хорошо понимаем, что обычные часы работы музея с десяти до шести не позволяют приходить туда в будние дни тем, кто серьезно и интенсивно работает. А в выходные дни люди, которые много времени проводят на работе, стараются уделить внимание семье и каким-то домашним делам. Поэтому мы еще два года назад сделали вместо одного удлиненного дня - четверга - три. В четверг, пятницу и субботу во все наши пространства можно прийти с 10 до 21, продажа билетов заканчивается в 20 часов. В том числе благодаря этим нововведениям в 2016 году к нам пришло на миллион посетителей больше, чем в 2014-м.

    - Галерея способна сама себя окупать?
    - Сейчас стоимость полного билета - 500 рублей, стоимость льготного билета для пенсионеров и студентов - 200 рублей, а дети и молодые люди до 18 лет проходят в музей бесплатно. Если вы сравните цены на билеты в музее со стоимостью билетов не на самый популярный сеанс в кино, то вы поймете, что билет в музей стоит столько же. Но при этом вы можете провести у нас целый день и заодно зайти на наши сеансы и кинопоказы, предварительно зарегистрировавшись в Интернете.

    Однако что касается самоокупаемости, конечно, музей - это огромная, очень дорогостоящая структура. В ведении Третьяковской галереи находится 26 зданий, мы ответственны за те коллекции, которые храним, а это и обеспечение безопасности, и температурно-влажностный режим, и многое другое.

    Поэтому мы стараемся привлекать наших партнеров, меценатов и спонсоров, чтобы они помогали нам создавать новый современный музей XXI века, который был бы комфортным и удобным для посетителей, в котором можно было бы принимать огромное количество людей. Ведь мы второй в стране по посещаемости художественный музей - на первом месте Эрмитаж.

    Наши замечательные многолетние партеры помогают нам в организации выставок, в издании книг, приобретении художественных произведений. И банк ВТБ - один из главных партнеров Третьяковской галереи, который работает с нами по всем этим направлениям.


    - Коллеги из ГМИИ им. А.С. Пушкина для вас - друзья или конкуренты? Они, в свою очередь, уже на этот вопрос, и теперь интересно услышать ваше мнение.

    - Если вы сейчас сравните программу Пушкинского музея и наши выставочные программы, вы увидите, что мы думаем и мыслим схоже и параллельно. В Пушкинском музее была выставка Рафаэля, у нас - выставка «Шедевры Пинакотеки Ватикана»; в Пушкинском музее проходила выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968», а параллельно с ней у нас прошла выставка «Оттепель». И при этом мы не сговариваемся друг с другом. Я привожу эти факты потому, что они свидетельствуют о том, что мы единомышленники.

    Стать директором Третьяковской галереи - это была ваша мечта или вам интереснее что-то более масштабное, например, занять пост министра культуры?
    - (Смеется.) Знаете, я никогда не мечтала быть директором Третьяковской галереи, это я могу точно сказать, и предложение, которое я получила, было сделано мне за три недели до назначения. Что касается позиции министра культуры, я хорошо знаю, как работает Владимир Ростиславович Мединский, и я врагу не пожелаю такого режима и такой степени ответственности.

    - Есть у вас в галерее такой проект - «Спорт в музее». Как такое возможно?
    - Это очень интересная программа, которую мы организуем уже не первый год в летнее время. Мы пытаемся привлечь в здание на Крымском Валу молодую аудиторию, которая сегодня старается вести здоровый образ жизни, что замечательно. Поэтому мы организуем утренние занятия физкультурой во дворе музея либо, если дождливая погода, в вестибюле. Эти занятия предваряет уникальный проход по залам музея в те часы, когда он закрыт для посетителей, то есть люди получают возможность абсолютно эксклюзивного знакомства с музеем, когда в нем никого нет, а потом у них проходят спортивные классы с высокопрофессиональными тренерами.

    - Какой вы видите Третьяковскую галерею через сто лет?
    - Это, со всей очевидностью, должен быть очень современный музей, который к тому времени сформирует лучшую в мире и стране коллекцию искусства XXI века и который при этом будет самым демократичным музеем, думающим о людях, которые сюда приходят.


    Зельфира Трегулова родилась 13 июля 1955 года в городе Рига, Латвия. Ее мать работала звукорежиссером, а отец - кинооператором, в годы войны был фронтовым оператором, снимал Потсдамскую конференцию.

    Со студенческих лет жизнь Трегуловой тесно связана с художественным творчеством. В 1977 году Зельфира окончила искусствоведческое отделение Исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, а в 1981 году - аспирантуру МГУ.

    В 1984 году начинается профессиональная деятельность Зельфиры Исмаиловны. Около 13-ти лет Трегулова посвятила себя работе во Всесоюзном художественно-производственном объединении Е. В. Вучетича. Была координатором и куратором международных выставок русского искусства за рубежом, в последние годы - помощником генерального директора.

    В 1993-1994 годах проходила стажировку в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. С 1998 года по 2000 год заведовала отделом зарубежных связей и выставок в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Затем была приглашенным выставочным куратором, в том числе в Музее Соломона Р. Гуггенхайма.

    С 2002 года по 2013 год Трегулова Зельфира являлась генеральным директором по выставочной работе и международным связям музеев Московского Кремля. Последующие пару лет, с 14 августа 2013 года, была руководителем Государственного музейно-выставочного объединения «РОСИЗО».

    Зельфира Исмаиловна 10 феврале 2015 года Трегулова возглавила один из трех ведущих музеев российской столицы - ФГБУК «Всероссийское музейное объединение - Государственная Третьяковская галерея». Это стало новым этапом в карьере музееведа.

    Помимо основной деятельности, Трегулова Зельфира преподает на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA в Москве. Свободно владеет английским языком, владеет французским, немецким и итальянским языками. Является членом Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации.

    Куратор крупных международных выставок в ведущих музеях России и мира, в том числе «Амазонки авангарда», «Художники «Бубнового валета», «Россия!», «Красноармейская студия», «Удиви меня!», «Социалистические реализмы», выставки «Казимир Малевич и русский авангард» и другие. Среди последних проектов, осуществленных под руководством Трегуловой - «Виктор Попков. 1932-1974» и «Палладио в России. От барокко до модернизма».

    Зельфира Исмаиловна награждена Почетными грамотами Министерства культуры Российской Федерации, Орденом Звезды Италии степени кавалера за заслуги в проведении Года итальянской культуры и итальянского языка в России, крестом с короной ордена Заслуг pro Merito Melitensi. Лауреат премии «Честь и достоинство профессии» VII Всероссийского фестиваля «Интермузей».

    Трегулова Зельфира имеет огромный опыт организации выставочной деятельности. Занималась этим и в Пушкинском музее и в музее Кремля и до этого, в Советские времена, в других учреждениях. Кандидат искусствоведения, авторитетный специалист международного масштаба. Людей такого уровня в стране единицы. Человек с подобным опытом действительно может многое «предложить Третьяковской галерее».

    Директор Третьяковской галереи о больших планах в Казани, наследии Булата Галеева и впечатлениях от ЦСК «Смена»

    В конце апреля в центре «Эрмитаж-Казань» планируется открытие большой выставки русcкой живописи рубежа XIX - ХХ веков. С нее стартует реализация проекта сотрудничества знаменитой Третьяковки и Татарстана, о чем в январе договорились Рустам Минниханов и Зельфира Трегулова. В эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» директор одного из главных музеев страны рассказала о своих беседах с президентом РТ, тонкостях кураторства и своих национальных корнях.

    Зельфира Трегулова: «Сейчас ситуация в регионах такова, что об иерархии «центр — регион» нужно забыть» Фото: president.tatarstan.ru

    «МЫ РАССЧИТЫВАЕМ В ТАТАРСТАНЕ УДАСТСЯ РАЗВЕРНУТЬ ШИРОКУЮ КАМПАНИЮ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ»

    — Зельфира Исмаиловна, какой проект разработан по линии Третьяковской галереи и Татарстана?

    — С Татарстаном мы заключили договор о долгосрочном сотрудничестве. Это сотрудничество будет взаимным: не только Третьяковская галерея в Казани, но и Казань, Татарстан будут выставляться в Москве на территории Третьяковской галереи. Все наши проекты планируются как совместные. Обдумывая возможные темы, в первую очередь мы исходили из того, что в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан хранятся абсолютно уникальные собрания русcкой живописи рубежа XIX - ХХ веков. Показалось интересным эту живопись объединить в рамках одной экспозиции, которую мы развернем в залах филиала Эрмитажа в Казанском кремле. На сегодняшний день это лучшее в Казани пространство для показа классического искусства, да и сам Казанский кремль — очень живое, посещаемое место.

    Из своего собрания Третьяковская галерея на выставку русского искусства рубежа веков представит порядка 50 работ, а Государственный музей изобразительных искусств Татарстана — около 20. В каких-то случаях вещи будут объединены в серию. Например, из еврейской серии Натальи Гончаровой мы покажем «Еврейскую лавочку», которая будет висеть рядом со знаменитой картиной «Шабат» из собрания казанского музея. А «Полет Фауста и Мефистофеля» из этой же коллекции будет показан рядом со знаковой — и не только для Третьяковской галереи, но и для всего русского искусства — картиной Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь».

    — Как конкретно формулируется и на что нацелена стратегия долгосрочного сотрудничества Третьяковской галереи с Казанью?

    — Нам важно сделать не просто временную экспозицию в Татарстане. Мы хотели бы, чтобы ноу-хау, которое мы выработали за последние годы, когда выставочные проекты превращаются в настоящие события, привлекающие огромное внимание зрителей и имеющие очень серьезный образовательный потенциал, удалось перенести в Казань. Не просто перенести, но и посмотреть, как это будет взаимодействовать с той ситуацией, которая сегодня складывается в Татарстане.

    «Встречи с президентом РТ заставили меня рассматривать наш проект в Татарстане как проверку на действенность всего того, что мы предлагаем сегодня московскому зрителю»
    Фото: president.tatarstan.ru

    — А что за ситуация, на ваш взгляд, складывается в Татарстане?

    — Я была в Казани пару раз за последние два-три года, и, конечно, то, как развивается город, то, как развивается республика, не может не удивлять. Нам есть чему, с одной стороны, у Казани, у Татарстана поучиться. С другой стороны, при невероятном развитии городской структуры и вообще какой-то очень интенсивной жизни города музейная история здесь пока еще не привлекает внимание людей.

    Первой совместной выставкой в Казани мы бы хотели осуществить некий прорыв в отношении к музейно-выставочным проектам. Поэтому готовится не просто выставка из собрания Третьяковской галереи, которая также включит в себя работы из собрания Государственного музея Республики Татарстан. Это проект, который мы продумываем от начала до конца и в смысле содержания экспозиции, и в смысле оформления выставочного пространства. Поступим так же, как поступаем и на наших выставочных площадках: пригласим интересных архитекторов, чтобы они превратили залы, видевшие не одну экспозицию из собрания Эрмитажа, в нечто совершено отличное от того, к чему привыкли казанские зрители. Выставку сопроводим интереснейшими образовательными программами, как это делали осенью на приуроченной к 120-летию музея и знаменитой Нижегородской ярмарки выставке в Нижнем Новгороде. Лекции там читали, наверное, самые серьезные наши исследователи, начиная с заместителя директора по науке. По-моему, не было ни одного не «остепененного» лектора, некоторые даже имели степень доктора искусствознания. Хотя дело, конечно, не в только в научной степени...

    — В чем еще?

    — Чтобы привлечь людей, у которых пока нет привычки ходить в музеи, на выставки, на лекции, важно использовать максимум современных возможностей, действовать по гамбургскому счету. Мы очень рассчитываем, что благодаря нашему сотрудничеству в Татарстане удастся развернуть широкую кампанию по продвижению выставочных проектов. Я не боюсь слова «продвижение», потому что, приходя в музей, люди должны осознавать, как в их будни, в их повседневность добавляется какое-то иное измерение. А это невероятно важно сегодня.

    «С Татарстаном мы заключили договор о долгосрочном сотрудничестве. Это сотрудничество будет взаимным: не только Третьяковская галерея — в Казани, но и Казань, Татарстан будут выставляться в Москве»
    Фото: president.tatarstan.ru

    «ВЫСТАВКУ БУЛАТА ГАЛЕЕВА НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЕЩЕ РАЗ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ К ЭТОЙ УДИВИТЕЛЬНОЙ ФИГУРЕ...»

    — Сколько проектов пока заложено в планы сотрудничества Третьяковской галереи с Казанью?

    — Пока я рассказала о первом из трех проектов, которые мы бы хотели сделать в Татарстане. Второй проект — совместная выставка, посвященная совершенно удивительному человеку и художнику Булату Галееву. В советские годы он осуществил прорыв во многих сферах, но потом, к сожалению, был забыт. Вспоминают о нем именно сейчас. Мне было очень приятно, когда на выставке «Искусство Европы 1945 - 1968» в Брюсселе, а потом в Карлсруэ (сейчас эта выставка приезжает в ГМИИ им. Пушкина прим. ред. ) я увидела два его проекта, которые по праву заняли достойное место в экспозиции, представляющей художественное развитие послевоенной Европы как некое целое, без разграничения на страны западного и восточного блоков. Поразительно, насколько больше у нас было общего, нежели отличного! Возник такой феномен искусства, находящегося на грани искусства и науки, который невероятно раздвинул горизонты собственно художественного мышления.

    Проблема в том, что на фоне европейских радикальных движений конца 1950-х — начала 1960-х годов отечественное искусство оттепельной эпохи многие воспринимают не так, как оно этого заслуживает. А ведь в Советском Союзе в те годы создалась ситуация, невероятно провоцирующая на самые свободные и самые радикальные художественные высказывания. Эта ситуация способствовала творчеству, в частности, таких людей, как Булат Галеев. Для меня он скорее показатель того, что происходило у нас в стране. Насколько его искусство — результат произрастания на татарстанской почве, мне сказать труднее. Но то, что он был важной частью отечественного художественного высказывания начала 1960-х годов, совершенно неоспоримо.

    «Второй проект — совместная выставка, посвященная совершенно удивительному человеку и художнику Булату Галееву. В советские годы он осуществил прорыв во многих сферах, но потом, к сожалению, был забыт. Вспоминают о нем именно сейчас» Фото: Елена Сунгатова, art16.ru

    — Прямо-таки материализация «пророка в своем Отечестве»...

    — Выставку Булата Галеева необходимо сделать не только для того, чтобы еще раз привлечь внимание к этой удивительной фигуре. Надо способствовать тому, чтобы наследие художника, которое сейчас хранится в запасниках в одном из промышленных зданий, было музеефицировано и заняло достойное место в музейной и культурной жизни Татарстана.

    — Каким будет третий проект?

    — Третий планируемый с Казанью проект будет основываться на том, что составляет, наверное, сердцевину собрания Третьяковской галереи — это выставка картин, которые покупал Павел Михайлович Третьяков. В первую очередь — картин его современников. Не все отдают себе в этом отчет, но Павел Михайлович Третьяков собирал современное искусство. Собирал все самое интересное, яркое из того, что создавалось его современниками. Иногда даже покупал работы, например картины Николая Ге, о которых понимал, что показать их при своей жизни в силу тогдашних социокультурных ограничений он не сможет. Нам бы хотелось, чтобы современным зрителям было интересно на это смотреть и об этом размышлять.

    «В КАЗАНИ МНЕ УДАЛОСЬ ПОБЫВАТЬ В ЦЕНТРЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «СМЕНА». ПОРАЗИЛА АБСОЛЮТНАЯ НЕПРОВИНЦИАЛЬНОСТЬ ТОГО, ЧТО Я УВИДЕЛА»

    — В случае Павла Третьякова идея меценатских вложений в современное искусство оправдала себя. А в современном искусстве Татарстана вами были увидены какие-то горизонты?

    — В Казани мне удалось побывать в центре современной культуры «Смена». Поразила абсолютная непровинциальность того, что я увидела. Во-первых, это была удачная выставка современных художников. Во-вторых, это невероятно живое место с книжным магазином, которому можно позавидовать, с современно оформленным пространством, при том что сам центр эффектно вписан в историческую застройку. Мне было приятно общение с нацеленными на результат и очень мотивированными людьми, которые там работают. Это говорит о том, что в регионах есть прекрасный потенциал. И замечательно, когда руководители регионов поддерживают такие начинания вне зависимости от своих собственных пристрастий и художественных вкусов.

    В Татарстане, мне кажется, подобная политика очевидна. Могу добавить, что те две встречи с президентом Татарстана, которые у меня были на протяжении последнего года — одна, когда он принял меня в своем кабинете в Казани, а вторая, когда он был у нас на выставке «Шедевры Пинакотеки Ватикана», — были не просто очень интересными. Они заставили меня сильно подтянуться и рассматривать наш проект в Татарстане как проверку на действенность всего того, что мы предлагаем сегодня московскому зрителю.

    — Правильно ли я поняла, что речь идет об инспирированной Рустамом Миннихановым системе приближения музейно-выставочной жизни Татарстана к столичному уровню?

    — Сейчас ситуация в регионах такова, что об иерархии «центр — регион» нужно забыть. Регион никак нельзя воспринимать как «младшего брата», к которому ты приходишь со своими законами «старшего брата». Именно поэтому мы и хотим взаимодействовать, а не просто переносить свои идеи, свои проекты, свои концепции на казанскую почву.

    «Roma Aeterna — выставка из 42 произведений, никогда такое количество работ не покидало стен Пинакотеки Фото: kremlin.ru

    «Я ВООБЩЕ СЧИТАЮ, ЧТО УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ — ЭТО ВЕЩЬ АБСОЛЮТНО НЕ ПОЛЕЗНАЯ»

    — Вероятно, частью переносимой вами концепции станет институт кураторства. Это авторская категория, и для музейной жизни Татарстана она пока еще непривычна. Могли бы в порядке ликбеза рассказать об Аркадии Ипполитове, кураторе недавно закрывшейся в Инженерном зале корпусе Третьяковской галереи выставки «Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» (Roma Aeterna — «Вечный Рим»)?

    — Если говорить о Roma Aeterna и о кураторе этой выставки — Аркадии Ипполитове, вообще-то старшем научном сотруднике Государственного Эрмитажа, то я работаю с ним давно. Со времени, когда я была куратором и координатором российских проектов в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Там Аркадий делал совершенно блистательную выставку «Роберт Мэплторп и классическое искусство: фотографии и гравюры маньеризма». До выставки из Ватикана мы с ним делали еще пару проектов. Когда я поняла, что ватиканская выставка становится реальностью, я ни минуты не сомневалась в том, что для работы надо пригласить именно его.

    Выбрать из относительно небольшой коллекции Пинакотеки — всего 500 произведений — работы, которые были бы не просто шедеврами, повешенными на стены, а несли бы очень серьезное послание, мог только очень серьезный глубокий знаток итальянского искусства. Более того, человек, который смог предложить идею, которая была воспринята музеями Ватикана настолько, что они согласились отдать — и отдать почти на четыре месяца! — свои лучшие работы. Идея Roma Aeterna, т. е. «Вечный Рим», им очень импонировала. При этом я точно знаю: не все верили, что получится сделать выставку из произведений такого уровня.

    Так вот, если говорить о казанских проектах, первый из них мы доверили молодому куратору Ольге Фурман, сотруднику Третьяковской галереи. Я и мои коллеги готовы признать, что на материале русской живописи рубежа ХIX - ХХ веков у нее получилась очень красивая, эстетски тонкая история, которая не заканчивается, как это можно было бы предположить, 1917 годом. На этой выставке будет показано, что происходило с некоторыми из представленных художников уже после революции, как они продолжали работать и как в сложной ситуации — до 1932 года — все продолжало развиваться достаточно неординарно.

    — Любопытный кураторский ход по преодолению стандартной хронологии «до революции — после революции».

    — Вы знаете, я вообще считаю, что установление границ — это вещь абсолютно не полезная. Во всех смыслах. Мне кажется, мы должны пользоваться теми преимуществами, которые нам дает наша сегодняшняя позиция, когда мы можем смотреть на ХХ век не как на период, разделенный «перегородками»: авангард, соцреализм, суровый стиль и т. д. Эти определения не дают полноты картины и выявляют некую преимущественную линию, которая, будучи выделенной (искусственно, кстати!), отрывается от невероятно интересного контекста, внутри которого она существовала. Если говорить о 1950-х, 60-х, 70-х годах, была ведь очень жесткая позиция о существовании искусства официального и неофициального: наряду с реалистической традицией существовало искусство неофициальное, нефигуративное, экспериментальное.

    На самом-то деле мы сейчас видим, что они существовали не в безвоздушном пространстве и не были абсолютно оторванными друг от друга: талантливые художники, работавшие и в той, и в иной сфере, создавали невероятно значимые, сильные вещи, которые очень точно отражали свое время, при том что это выражение времени осуществлялось иногда в крайне противоположных формах. Но давайте условимся, что мы говорим именно о талантливых художниках! Потому что было огромное количество людей, получивших профессиональные навыки, но не поднявшихся над уровнем ремесленников и в сфере официального искусства, и в сфере неофициальной. Когда время все расставляет по местам, ты начинаешь понимать, кто из художников, спрятанных до поры до времени от наших глаз, действительно осуществил прорыв, а кто был достаточно вторичен.

    «Приходя в музей, люди должны осознавать, как в их будни, в их повседневность добавляется какое-то иное измерение. А это невероятно важно сегодня»
    Фото: president.tatarstan.ru

    ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТАТАРСКИХ СЕМЕЙ

    — О встречных проектах — Казань в Москве — пока рано спрашивать или уже можно?

    — В 2018 году мы готовим выставку «Сказание о граде Свияжске», посвященную уникальным иконостасам двух церквей в Свияжске, которые хранятся в том же Государственном музее изобразительных искусств Татарстана. Нам очень интересно показать их в Москве вместе с художественными памятниками из других музеев, таких как музеи Кремля, Исторический музей, музей Троице-Сергиевой лавры, которые рассказали бы об истории Свияжска как уникального художественного и культурного центра, каковым этот город был и по сей день остается в мультикультурном ландшафте Татарстана. Мне действительно очень хотелось бы, чтобы художественная жизнь Татарстана забурлила бы, как бурлит сама республика. Очень важно соответствовать тому развитию, какое сейчас наблюдается в Татарстане — достаточно посмотреть на застройку городов, новых кварталов, на набережные, на парки. В принципе, понятно, что эти концепции получили начальное развитие в Москве, но оказались очень креативно и плодотворно использованы в Татарстане.

    — Креативные концепции как раз и хороши творческой применимостью в самых разных условиях. Сегодня Третьяковская галерея видится лидером в деле культурных обменов разных уровней. Продолжением выставки Roma Aeterna, например, будет встречная выставка шедевров Третьяковской галереи в Риме. Как, по-вашему, удастся выдержать взятую тональность?

    Думаю удастся. В Рим поедут работы первого порядка. Поэтому, да, будем снимать шедевры со стен Третьяковской галереи. С одной стороны, долг платежом красен. А с другой стороны, когда ты представляешь выставки в таких местах, как музеи Ватикана — наша будет проходить в крыле Карла Великого, если смотреть на Собор святого Петра, это здание слева за колоннадой Бернини, — ты понимаешь, как важно показать те произведения, которые скажут о многом человеку, совсем не знакомому с отечественной историей русского искусства. Кстати, это тоже кураторский проект, над которым работают сотрудник галереи Татьяна Юденкова, а сокуратором — Аркадий Ипполитов.

    — Выездные выставочные акции всегда производственно сложны. Чтобы в Татарстане оценили, положим, грядущую гастрольную экспозицию, на которую из Третьяковской галереи приедет полсотни картин, расскажите о том, чего стоило привезти в Москву выставку из Пинакотеки Ватикана.

    Тут, наверное, надо говорить конкретно. Прежде всего выставка из 42 произведений, каждое из которых поступило из постоянной экспозиции Пинакотеки Ватикана, означает — и мои коллегия в Ватикане прямо об этом говорили, — что никогда такое количество работ не покидало стен Пинакотеки. Даже когда Ватикан организовывал большую выставку не только из Пинакотеки, но из всего ватиканского собрания в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

    Поэтому, конечно же, это были огромные страховки, соблюдение всех возможных предосторожностей, самая тщательная упаковка каждого произведения в отдельный климатический ящик, климатические фургоны, специальный контроль за погрузкой в самолет и такой же специальный контроль за разгрузкой в аэропорту прибытия. А еще это тщательнейший осмотр при распаковке на предмет сохранности произведения, это неусыпное наблюдение реставраторов за тем, как ведут себя работы, это повышенные меры безопасности, это вооруженный полицейский в зале, это сложности с продажей билетов, это ограниченный допуск в зал, потому что там не должно находиться больше определенного количества людей.

    Но если говорить о том, что предшествовало — собственно, о логистике, — конечно, это была сложнейшая работа по осуществлению договоренностей о предоставлении тех или иных произведений. Должна сказать, что работать с коллегами из Ватикана было очень приятно: они очень быстро на все откликались,и их действительно сильно увлекла та идея, которую мы им предложили. Почувствовав это, мы, конечно, старались, попросить картин по максимуму. И, в общем-то, по максимуму их и получили.

    — Чтобы у наших читателей сложилось такое же — по максимуму — представление о вас, напоследок расскажите о вашей «татарскости».

    (Смеется.) Ну а кем же я могу быть еще, кроме как татаркой по национальности, если мое имя Зельфира Исмаиловна, а фамилия Трегулова? Хотя я родилась в Латвии, по-татарски не говорю. «Бабушка», «дедушка», «папа», «мама», «садись» и «спасибо» не считается. Очень много моих родственников по маминой линии живет в Киргизии. В свое время я старалась туда почаще ездить, но сейчас бо льшая часть их детей переместилась сюда, в Москву, живет здесь.

    Я очень рада, когда кто-то из моих племянников или племянниц звонит и говорит: «А вот хорошо бы всем собраться!» «Давайте, приходите!» — отвечаю. Это безумно приятно. Я думаю, это одна из особенностей татарских семей: люди очень остро ощущают свое родство, тем более если родные и близкие еще и собратья по разуму. Вот эта необходимость регулярных семейных встреч, когда собираются по 20 - 25 человек разных поколений и всем есть о чем друг с другом поговорить, меня всегда очень радует и очень согревает.



    Поделиться: